Советы музыкального руководителя

Памятка для родителей (законных представителей) воспитанников "Как выучить с ребенком стихотворение для чтения на празднике в детском саду"

22.08.2023

Памятка для родителей (законных представителей) воспитанников "Как выучить с ребенком стихотворение для чтения на празднике в детском саду"

 
 

Для того, чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка.

Уважаемые родители, доверьте выбор стихотворения для чтения на празднике воспитателю, либо музыкальному руководителю, который занимается разработкой праздничного сценария. Стихотворения на свободную тему и по своему желанию, которые Вы учите с детьми лучше поберечь в качестве сюрприза для любимой бабушки или записать на видео для семейного архива.

А теперь несколько практических советов:

Совет № 1

Чтобы ребёнок легко и хорошо запоминал рифму, нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения. И начать стоит как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а Вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании, опыт облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. Помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в это время начинает особенно быстро развиваться память малыша.

Совет № 2

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, — такова детская природа!  В противном случае оно будет лишено для ребенка смысла. Монотонное «Та-та, та-та…», с неправильными акцентами речи и даже съеденными словами, вполне устраивает многих родителей. Такие мамы считают, что стихотворение готово к прочтению на празднике и очень обижаются, если воспитатель делает замечание об отсутствии выразительности и наличии у ребёнка логопедических проблем. Но, сразу поясним, время праздника строго ограничено, а регламент мероприятия должен содержать несколько обязательных видов деятельности, из которых чтение стихов отнюдь не занимает первостепенного положения. Поэтому на празднике чаще всего чтение стихов доверяют тем деткам, которые смогут сделать это хорошо и стать примером для тех, у кого ещё не совсем получается.

Совет № 3

Прежде чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты.

Совет № 4

Не секрет, что многие дети боятся большого скопления людей. Если Ваш ребёнок от природы очень стеснителен, не стоит подвергать его пытке и требовать у воспитателя, в обязательном порядке выдать ребёнку стихотворение на праздник. Детский возраст до 6 лет, это период, где понятие «Надо!» не несёт нужного смысла и имеет прямо противоположный посыл.  Если Вы заметили, что Ваш ребёнок волнуется и переживает перед выступлением, поиграйте в игру «Концерт».  Рассадите на стулья игрушки, придумайте программу и начинайте концерт. Сначала с танцем выступит плюшевый медведь. Затем кукла споёт песенку. А теперь выступит Саша, который прочтёт стихотворение. Кстати, в качестве зрителей могут выступить и домочадцы.

 

свернуть

Консультация для родителей (законных представителей) воспитанников "Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников"

23.08.2023

Консультация для родителей (законных представителей) воспитанников "Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников"

 
 

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям.

Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям.

Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму. Пальчиковые игры помогут вашему малышу:

- Развить внимание и терпение; - Стимулировать фантазию, проявление творческих способностей; - Научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов.

Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей от года и старше должны быть танцы, жестовые, подвижные игры и музицирование. Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

  1. Взрослый сам выполняет движения - ребёнок смотрит. 2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка. 3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.

Никогда не следует принуждать ребёнка играть. Если игра понравится малышу, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если ребёнок показывает движения по-своему, его не следует исправлять. Наоборот, пусть он покажет другим, как, например, прыгает его зайчик. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? 

  1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. 2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. 3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять. 4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. 5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. 6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. 7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

У ОЛЕНЯ У оленя (изображаем рога) Дом (изображаем крышу над головой) Большой (разводим руки в стороны, показывая какой большой у него дом) Он глядит в свое окно. (держим одну руку горизонтально на уровне груди, ладонью второй руки подпираем голову, локоть стоит на первой руке) Зайка по лесу бежит (пальцами изображаем бегущего зайца) В дверь к нему стучит: -Тук-тук, дверь открой, (изображаем стук в дверь) Там в лесу (показываем через плечо за спину большим пальцем сжатого кулака) Охотник (показываем, как охотник целится из ружья) Злой (корчим страшную рожицу) — Поскорее забегай, (имитируем открывание двери) Лапку мне давай. (жмем малышу руку) ТУК, ТОК Тук, ток, туки ток, бьёт кулак как молоток. Тук, тук, тук, туки, застучали две руки. Тук, тук, туки ток, застучал мой каблучок. Тук, тук, тук, туки, застучали каблуки. Тук, тук, тук туки, две ноги и две руки, Тук, тук, тук туки, бьют и бьют как молотки. Тук, тук целый день (Стучат произвольно, “как больше всего нравится”). Мне стучать совсем не лень. ВОТ ЛЯГУШКИ (Ладони “прыгают” по коленям). Вот лягушка по дорожке (При этом необходимо при соприкосновении с

поверхностью делать ладонями хороший толчок вверх)

Скачет вытянувши ножки «Ква, ква. Ква, ква. (Руки то сжимаются в кулак, то резко раскрываются пальцы (приговаривают “ква-ква”)

ПАУЧОК (Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки) Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик). Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.) Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит) Паучок ползёт опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. 

ПЧЁЛКИ

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). “Улей” прижат к “ёлке”) Домик маленький на ёлке, (Дети заглядывают в “улей”) Дом для пчёл, а где же пчёлки? Надо в дом постучать, (Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга) Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ёлке, (Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки) Где же, Где же эти пчёлки? Стали вдруг вылетать: (Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят ими (пчёлки летают) Раз два, три, четыре, пять!

ПАЛЬЧИКИ (В соответствии с текстом, дети поочерёдно сгибают и разгибают один из пальцев, при этом стараясь не шевелить остальными.) Вот это самый толстый пальчик у меня, (Сгибают и разгибают большой палец) Вместе с ним танцуют все его друзья. (Сжимают и разжимают кулачки) Этот самый ловкий пальчик у меня (Указательный палец) И, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья. Вот этот самый длинный пальчик у меня, (Средний палец) Вместе с ним танцуют все его друзья, А вот этот пальчик лодырь у меня, (Безымянный палец) Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья. А этот пальчик-мальчик лучший у меня, (Мизинец) Вместе с ним танцуют все его друзья. Все мои пять пальцев дружная семья, (Выполняют движение “фонарики”) И, когда они танцуют, танцую с ними я (Хлопки в ритме текста.)

ЧЕРВЯЧКИ (Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы). Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. Раз, два, три, четыре, пять Червячки пошли гулять. Вдруг ворона подбегает (Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). Головой она кивает, (Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз) Каркает: "Вот и обед!" (Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх) Глядь (Разводим руками), а червячков уж нет! (Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди).

свернуть

Приобщение воспитанников к музыкальному репертуару военных лет

Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с детства, взращивать. Без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства.

День Победы занимает особое место в жизни каждого человека, чьи родные участвовали или погибли на фронтах ВОВ.

В семье следует, говорит о таком важном событии и о том, какой ценой досталась победа.  Мальчикам будет интересно узнать о военной технике, о военных действиях, о знаменитых людях, отличившихся на войне. Девочкам интересно знать о героических подвигах женщин, во время войны. И ребенок запомнит, и передаст ту эстафету своим детям.

Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?

Можно с ребенком пройтись по памятным местам: к памятникам, Братским могилам. Возложить цветы к Вечному огню и прочитать вместе надписи на памятных плитах. Даже если среди ваших родственников и знакомых нет ветеранов, которые, конечно, являются, лучшими рассказчиками, вы можете показать ребенку памятные мемориалы, отвести его к Вечному огню и рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне. Посетить музеи, где ребенок сможет не только услышать о войне, но и посмотреть старинные вещи, оружие, письма солдат.

А еще нужно говорить о песнях, которые помогали людям в тяжелые дни Великой Отечественной войны. Ведь в песне есть слова, и есть музыка, которые тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В дни войны многие композиторы писали песни о войне. Песни – они, как друзья в беде и в радости.  

Прошло много лет со дня победы, но песни того далекого и грозного времени звучат, и сегодня потрясая сердца. Кроме силы духа, стремления защищать родную землю и веры в победу, буквально всем – и бойцам на фронте, и тем, кто ждал их с полей войны, – поднимала настроение музыка.

Послушайте с детьми песни военных лет, расскажите историю создания каждой песни, пусть дети знают какой ценой нашим предкам досталась эта Великая Победа в далеком 1945.

Рекомендованные музыкальные произведения для прослушивания вместе с детьми:

- «Катюша» - музыка М. Блантера, слова М. Исаковского,

- «Священная война» - муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача,

- «Журавли» - муз. Я. Френкель, сл. Р. Гамзатова,

- «Синий платочек» - муз. Е. Петерсбурского, сл. Я. Гольденберга,

- «В землянке» - муз. К. Листова, сл.А. Сурикова,

- «Темная ночь» - муз. Н. Богословского, сл. В. Агатов,

- «Эх, дороги» - муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанин,

- «День Победы» - муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова,

- «9 мая» - музыка и слова З. Роот,

- «Три танкиста» - муз. Д. Покрассова, сл. Б. Ласкина,

- «Песня о мире» - муз. А. Филиппенко, сл. Г. Волгиной,

- «Огонек» - муз. Народная, сл. М. Исаковского.

История создания песен

«Катюша», музыка М. Блантера, слова М. Исаковского.  Начало песни было написано до войны, а продолжение в первые годы войны. В песне идет речь о девушке, которая переживает разлуку с любимым. Поэт М. Исаковский написал первое яркое восьмистишие, а дальше у него «не получалось». Однако когда стихи попали к композитору М. Блантеру и тот написал мелодию, была написано продолжение знаменитой «Катюши». Легкая мелодия быстро стала популярной. Через несколько лет этим ласковым именем стали называть миномёты времен Великой Отечественной войны, наводившие ужас на врага. 

«Священная война»,  музыка и слова А. В. Александрова. На третий день войны, 24 июня 1941 года, в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи В. И. Лебедева-Кумача под названием «Священная война», которые прочитал композитор Александров. Сразу же пришла идея написать к ним музыку, и уже на следующий день музыканты Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР репетировали песню по нотам, написанным Александровым на грифельной доске, а 26 июня одна из групп ансамбля впервые исполнила «Священную войну» на перроне Белорусского вокзала в Москве.

«Журавли» музыка Я. Френкеля, слова Рамсула Гамзатова.  Была такая история. В семье Газдановых в Северной Осетии было семеро сыновей. Погиб первый сын, второй, а получив третью похоронку, умерла мать. Следующие трое сыновей тоже пали в боях. Сельский почтальон отказался нести похоронку на последнего, седьмого сына Газдановых, погибшего при взятии Берлина. И тогда старейшины села сами пошли в дом, где отец сидел на пороге с единственной внучкой на руках: он увидел их, и сердце его разорвалось. В селе установили обелиск в виде скорбящей матери и семи улетающих птиц. Поэт Расул Гамзатов под впечатлением истории написал стихотворение. Марк Бернес обратился к Яну Френкелю и попросил сочинить музыку для песни на эти строки. Образ белых журавлей - символ памяти обо всех солдатах, погибших в Великую Отечественную войну. 

«Синий платочек» музыка Е. Петерсбурского, слова Я. Гольденберга. Песня рассказывает нам о трогательных переживаниях пулеметчика, который ушел на фронт воевать за своих родных, свою семью и любимую девушку. Он помнит о том синем платочке, которым его любимая помахала ему на прощание, когда он выглядывал из окна поезда. Именно за этот платок он сейчас и «строчит», вернее, не за сам платок, а за возможность возвратится домой живым и невредимым.

«В землянке», музыка К. Листова, слова А. Суркова. Первоначально это были строки из письма поэта Алексея Суркова жене. Позже, после встречи с композитором Константином Листовым, которому он передал эти стихи, родилась и зазвучала эта задушевная песня.

«Темная ночь»,  музыка Н. Богословского, слова В. Агатова. Песня из кинофильма «Два бойца». В 1943 году режиссёр Л. Луков, работая над фильмом, задумался, как снять эпизод, где солдат пишет письмо домой. Ему пришла мысль, что песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким.

 «Эх, дороги», музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина. Эта песня родилась в конце войны. Л. Ошанина и  А. Новикова попросили сложить новую песню. Задумались: вроде бы всё написано о войне. Разве что рассказать о солдатах, которые идут на фронт? И вот композитор, сидя за роялем, подбирая музыкальное выражение чувств, картин войны, пробуя мелодические отрывки, вдруг запел: «Эх, дороги». Вскоре появились короткие музыкальные строчки, и на них тут же легли стихи. И хоть строка в этой песне действительно короткая и слов в ней умещается мало, но зато каждое слово весит много. Очень много!

«День Победы»,  музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова. Эта песня была создана к 30-летию Победы, но популярной стала лишь в ноябре 1975 года в концерте, посвящённом Дню милиции, Лев Лещенко исполнил «День Победы» в прямом телевизионном эфире. С тех пор эта песня стала гимном героям Великой Отечественной войны.

Тема народного подвига и по сей день находит отражение в произведениях современных композиторов. Слушайте песни военных лет, послевоенных лет, песни о Победе вместе с детьми, пойте их все вместе, с бабушками и с дедушками – это очень сближает поколения.

свернуть

Как слушать музыку с ребенком?

КАК   СЛУШАТЬ   МУЗЫКУ С  РЕБЕНКОМ?

КАК ДОЛГО? внимание ребёнка 3-4 лет к непрерывно звучащей                      музыке устойчиво в течение 1-2,5  минут,  а с небольшими перерывами   в звучании между пьесами -  в течение 5-7  минут.  Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка,  его физического  состояния.

КАК? Заранее приготовить магнитофон, кассету. Найдите на кассете пьесу которую вы будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребёнка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя.

КОГДА? Выберите удобное для ребёнка и взрослого время в течение дня /когда ребёнок не увлечен игрой, не возбужден приходим кого-либо в дом, хорошо себя чувствует/ Лучше всего - после завтрака или дневного сна. Вторая кассета составляется из песен, которые они поют на музыкальных занятиях,. Если сделать запись в середине января, то получится 6-8 песен. Одну и ту же песню запишите дважды: первый раз в исполнении ■ ко музыкального руко водителя или змее те с детьми, второй раз – запись  "минус" , т.е. только музыкальный аккомпанемент. Таким образом, ребёнок получает возможность послушать песню и петь так, как ему захочется: в ансамбле /первый вариант/, либо самостоятельно /втором вариан1 Необходимо, чтобы взрослые терпеливо и бережно поддерживали интерес ребёнка  к. его "кассетам".

Слушать записи песен или подпевать ребёнок может стоя, сидя, играя. Родители, говорят, что дети, подпевая, часто усаживают в ряд свои игрушки /кукол, мишек/ или рассматривая книги. В начале апреля на кассеты записывают песни,   которые дети пели с  января.  Родителям надо  сохранять эти записи, не стирать их. дети и з следующем году часто  прося послушать свои песни.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ ДОМА:

  • П.Чайковский. Танец маленьких лебедей /оркестр, дир. Е.Светланов/
  • Ж.Рамо. Курица /клавесин , исп. Г Пишнер/
  • П.Чайковский» Марш из балета "щелкунчик" /оркестр дир. Г.Рождественский
  • И.О. Бах. Маленькая перлюдия ре мажор /клавесин,исп.  А.Любимоз/
  • Д.Шостакович» Вальс-шутка /флейта и Фортепиано/.
  • Г.Свиридов. Музыкальный момент.  Весна.  /из  муз.   иллюстриций к повести А.Пушкина "Метель"  /фортепиано,   исп. А.Бунин,   оркестр,  дир. В.Федосеев
свернуть

Музыкальные игрушки и инструменты в жизни ребенка

Музыкальные игрушки и инструменты в жизни ребенка

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментов помогает передать чувство, внутренний духовный мир.

Работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах стараемся проводить организовано и последовательно.

Знакомство с инструментами осуществляем как на музыкальных занятиях, уделяя обучению пять-семь минут, так и во время индивидуальной работы с детьми. Вместе с воспитателем стараемся разнообразные методические приемы: показ иллюстраций игрушке, использование музыкально-дидактических игр, фланелеграфа. Готовимся к занятиям заранее, раскладываем все атрибуты (флажки, султанчики, платочки). Готовим пособия, музыкальные инструменты. Задания объясняем четко и кратко.

С остальными инструментами, которые используются в оркестре, ансамбле ложкарей, некоторых музыкально-дидактических играх, во время индивидуальных занятий. Обучение на них осуществляем также в свободное от занятий время.

Систематическое применение на музыкальных занятиях различных музыкальных игрушек и инструментах вызываете у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

В работе с малышами мы также используем музыкальные игрушки: дудочки, органчики, которые помогают заинтересовать их, побуждает к активности.

Например,  ребята  первой  младшей  группы  пришли  с  воспитателем  на занятие.   Те,  кто  постарше,   сразу  же  разошлись  по  всему  залу,  стали

знакомиться с его оборудованием, а двое же малышей расплакались, как только переступили порог зала. Их не могла успокоить даже серенькая кошечка, встречающая детей. Они стояли у двери продолжали плакать. Кошечке дали в лапки дудочку, она «заиграла» (мелодию исполнял музыкальный руководитель). Воспитатель, пританцовывая, начал вращать кистями рук. Многие малыши принялись повторять движения, прислушиваясь к звучанию, перестали плакать и те двое; успокоившись, они приблизились к группе ребят. Кошечка погладила малышей, помяукала.

При повторном исполнении мелодии на дудочке дети стали оживленными и активными.

Знакомство с музыкальными инструментами мы знакомим постепенно, усложняя задания от занятия к занятию. На каждом стараемся создать у детей радостное настроение от общения с музыкой.

свернуть

Растем и развиваемся с музыкой

Растем и развиваемся с музыкой

Известно, что музыка играет большую роль в развитии детей. Ребенок познает мир глазами и ушами. Мир насыщен звуками (шум волн, шелест леса, журчание ручья и так далее), цветами, формами и запахами- это рациональное целое для познания.

 Наблюдая за грудным ребенком мы отмечаем, какую радость испытывает ребенок от звуков, будь то голос матери или мелодия часов. Ведь музыка- это специфический язык. Как и присуще любому  языку, он полон смысла, интонацией; артикуляционными и  грамматическими особенностями. Поэтому очень важно воодушевлять детей музыкой. Нужно научить детей познать мир музыкальными жизнеощущениями. Первые музыкальные впечатления должны быть светлыми, логичными и не агрессивными. Ребенку важна мелодия, которую они смогут со временем попытаться повторить, то есть простые гармонии, приятные на слух. Идеально под все эти требования подходят произведения Моцарта, Шуберта, Гайдна т. е. классические произведения. Помимо этого, в фонотеке очень желательны произведения Вивальди и Чайковского. К тому же дети явно неравнодушны к звукам человеческого голоса. Самый простой вариант - это купить "сборный" диск с популярными классическими ариями в исполнении таких звезд  как Хосе Каррерас, Монтсеррат Кабалье, Мария Каллас и др.

 Не отказывайте себе и ребенку в удовольствии послушать классический джаз!

 И последнее: ученые установили, что дети слушающие музыку менее агрессивны, более уверенны в себе и окружающей обстановке, у них увеличивается способность к концентрации.

свернуть

Влияние эмоционально-чувственной сферы на развитие музыкальных спобобностей

 

ВЛИЯНИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ

НА РАЗВИТИЕ

МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

 

                Воспитание чувств, начиная с первых лет жизни, является важнейшей педагогической задачей.

На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Эмоции ребёнка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.

В данном случае это музыкальная деятельность. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность.

Развитие происходит:

  • в области эмоций  —  от  импульсивных  откликов  на  простейшие музыкальные    явления    к    более    выраженным    и    разнообразным  эмоциональным  реакциям;
  • в области ощущения, восприятия и слуха - от отдельных различений музыкальных    звуков    к    целостному,    осознанному    и    активному  восприятию музыки;
  • в области проявления отношении—от неустойчивого увлечения к более устойчивым    интересам,    потребностям,    к    первым    проявлениям музыкального вкуса;
  • в исполнительской деятельности    —    от    действий    по    показу, подражанию    к    самостоятельным,    выразительным    и    творческим проявлениям в пении и музыкально-ритмических движениях.

В результате занятий по развитию музыкальности с помощью воздействия на эмоционально-чувственную сферу, у дошкольников повышается уровень творческого, интеллектуального развития, уровень развития музыкальных способностей. В процессе деятельности у детей отмечаются позитивные личностные изменения: они становятся более доброжелательными, внимательными, уверенными в себе, дисциплинированными, быстрее находят выход из конфликтных ситуаций, повышается самооценка.

Почти каждое произведение, с которым знакомится ребенок, приносит новое содержание в его внутренний мир, В процессе обогащения музыкального опыта внимание детей все более ясно и устойчиво сосредоточивается на самой

 

музыке, на ее выразительных средствах. От непосредственного эмоционального отклика на музыкальное звучание (нравится — не нравится) ребенок постепенно приходит к способности сознательно оценивать красоту

музыкального произведения в целом, а затем дифференцировать оценку тех или иных его сторон, В этом отражается процесс познавательного развития детей. «Слышать так, чтобы ценить искусство, — это уже напряженное внимание, значит, и умственный труд, умозрение», — пишет Б. В. Асафьев.

Музыка вырабатывает способность эмоционального, т, е. ярко окрашенного чувством, мышления, которому присущи увлеченность, расположение к творческому подъему.

Образы музыкального произведения отражают действительность такой, какой почувствовал и увидел ее автор произведения — народный певец или композитор. Переживая произведения, мы как бы принимаем своеобразное «высказывание» автора музыки о жизни, о смысле ее явлений и по-новому видим окружающий мир.

Благодаря своему словесному содержанию песня обладает особенно большими возможностями воздействия на нравственно-эстетическое отношение к явлениям жизни. Она способна пробуждать воображение, фантазию, преображать мысли и чувства детей, придавая им социальную направленность. В песнях отражается история народа. Пение всегда являлось одной из наиболее непосредственных форм выражения человеческих эмоций и стремлений. Доказательством этого служит богатство народных песен, возникших в важные моменты жизни людей или отдельной личности.

Спеть можно только ту мелодию, которая существует в представлении. Музыкальные представления, их четкость зависят от качества восприятия музыки. Самыми простыми музыкальными представлениями являются те, которые были получены в результате активной музыкальной деятельности,

В современной педагогике придается все большее значение свободному, непосредственному творчеству ребенка Музыкальное творчество детей является естественной потребностью и формой самовыражения. Особая роль принадлежит воображению, проявляется стремление к подражанию. Большое значение имеет подвижность воображения, фантазия, эмоциональная сторона.

 

свернуть

Для родителей вновь поступающих детей.

       Для родителей вновь поступающих детей.

 

      «Если бы все родители могли дать своим детям хоть малость эстетической культуры, это привело бы к грандиозным результатам. Самые добрые ростки, посеянные в детских душах, могут заглохнуть, если не получат поддержки в семье, у самых близких и дорогих людей» Кабалевский.

      Самый доступный вид музыкальной деятельности дома- пение.

Пение для детей от года до трех лет должны быть просты по мелодии, понятны по содержанию, отражать окружающий мир. Это могут быть песни про любимые игрушки. Петь следует неторопливо с хорошей дикцией. Можно вставить элементы звукоподражания, чтобы вызвать у ребёнка эмоциональный отклик.

Важны колыбельные песни. Когда ребенок ещё не говорит, не понимает слов, он успокаивается, слушая колыбельную. Пойте детям перед сном, на любой удобный для вас мотив. Пусть дети тоже выучат колыбельные и поют их своим куклам.

       Дети очень любят танцевать, энергия требует выхода. Темп,

ритм, пульс нашей жизни находят своё воплощение в движении. Задача взрослого- объединить последовательность движений ребёнка в несложную композицию.

      Старайтесь использовать русскую народную или классическую музыку. Способности можно развить на разной музыке, но культуру только на классической.

        Важный раздел музыкального воспитание- слушание музыки. Время слушания- 1-2 минуты непрерывного звучания, лучше после завтрака, дневного сна или перед полдником. Заранее найдите пьесу, которую будете слушать. Музыка не должна звучать громко. Попросите домашних, чтобы было тихо: чтоб в комнату во время звучания никто не входил и не отвлекал малыша. Во время повторного прослушивания дети часто усаживают рядом с собой игрушки.

свернуть

Консультация для родителей «Зачем ребёнку музыка?»    

Консультация для родителей

              «Зачем ребёнку музыка?»                               

У вашего малыша склонность к музыке. Вы хотите эту склонность поддержать и развить, а позже определить его в музыкальную школу. А если так случится, что из вашего ребенка не выйдет профессионального музыканта, и он выберет другую профессию? Означает ли это, что силы, время и деньги (обучение музыке требует и того, и другого, и третьего) потрачены зря? Да и вообще, нужна ли ребенку музыка, если он не станет музыкантом?

Мы уверены, что нужна. Хотя бы потому, что музыкальное воспитание тесно связано с нравственным воспитанием. Родителям, дети которых учатся в музыкальной школе, мы задавали вопрос: для чего вашему ребенку музыка? Отвечали по-разному: чтобы стал музыкантом; чтобы умел на каком-нибудь инструменте играть; чтобы полюбил музыку; для общего развития. А один папа сказал: чтобы не рос злым. Этот ответ кажется нам особенно важным: задача музыкального воспитания не столько в обучении музыке, сколько в воздействии через музыку на духовный мир ребенка.

У малыша еще мало знаний, мало опыта, но его эмоциональный мир сложен и ярок. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Занятия музыкой способны сохранить в нем эту свежесть и обостренность чувств.

 

 

О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали еще древние. Даром богов провозглашали музыку пифагорейцы. Платон, разделявший эстетические взгляды Пифагора, писал: "...Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают ее, если воспитание поставлено правильно. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение.

Восприятие музыки ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой".

Музыка была символом порядка и цивилизации в представлении древних китайцев. По их мнению, каждый образованный человек должен был уметь играть на том или ином музыкальном инструменте. Конфуций, например, играл на цине (древнекитайский инструмент) в минуты опасности.

Занятия музыкой приучают к труду. Чтобы научиться играть на любом музыкальном инструменте, надо ежедневно снова и снова повторять отдельные аккорды, фразы, пассажи. Причем, чтобы добиться результата, необходимо не только много работать, но и работать сосредоточенно. Вспоминается притча. У Николо Паганини не было учеников. Точнее, был только один; скрипач-оркестрант, считавшийся музыкантом посредственным, несколько лет ездил за Паганини и просил великого итальянца взять его в ученики. В конце концов маэстро согласился.

 

 

Через год занятий оркестрант стал виртуозом и начал выступать с сольными концертами. Когда новоиспеченного виртуоза спрашивали, как же Паганини сделал его мастером, тот был краток: "Паганини научил меня концентрации внимания".

Если ребенок, окончив музыкальную школу, не стал музыкантом, а занимается совсем другим делом, время, проведенное за инструментом, не прошло зря. Он научился тому, что в жизни наверняка пригодится - много и сосредоточенно трудиться. Занятия музыкой развивают интеллектуально. Как же все-таки объяснить, что звуки, не наполненные, казалось бы, смысловым содержанием, становятся важным средством воспитания?

Эмоциональная культура стимулирует работу мысли, заставляет задуматься над сутью тех или иных нравственных представлений. Поэтому эмоции и мышление тесно связаны между собой. Под влиянием музыкальных впечатлений начинают говорить дети с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими силами невозможно было расшевелить.

Как показали исследования венгерских и немецких ученых, дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счет. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями ребенка. Учителя младших классов говорят, что после уроков музыки очень хорошо проходят уроки чтения; у детей обостряется восприятие, они лучше соображают.

Музыка будит мысль. Венгерский педагог Тибор Шараи считает, что "…слушание музыки способствует лучшему усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности".

 

Духовному развитию детей способствует и пение в хоре. Здесь они ощущают свою ответственность за то, как звучит песня, испытывают радость творчества. "Воспитывая хориста, - писал известный хормейстер Георгий Струве, - вы, прежде всего, воспитываете человека, влюбленного в музыку, честного в своих мыслях и поступках". Между поющими в одном хоре (как детьми, так и взрослыми) обычно складываются дружеские отношения. Эмоциональный настрой одного передается другому. Занятия музыкой сближают детей и родителей. Мы имеем в виду не только сам процесс обучения на музыкальном инструменте, но и совместное слушание музыки, совместное пение. И, пожалуй, особенно, совместное музицирование. Тут возможности самые разнообразные: игра в четыре руки; игра в ансамбле на разных инструментах; родители, умеющие играть, могут аккомпанировать маленькому скрипачу или певцу.

Далеко не все дети любят быть солистами. Куда приятней выступать в домашнем концерте вместе с папой, мамой, бабушкой. У семейного музицирования давние традиции. Зародившись в аристократических салонах Западной Европы в XVI - XVII веках, оно со временем проникает во всё более широкие круги народа. Центром такого музицирования стала Вена. Здесь особенно увлекались камерной музыкой и потому старались учить детей на разных музыкальных инструментах. Если один ребенок играл на скрипке, то другого учили игре на альте или виолончели.

 

 

В начале 20-х годов наши выдающиеся музыканты-педагоги Борис Асафьев и Болеслав Яворский стремились сделать творческое музицирование одним из главных методов музыкального воспитания. По их предложению стали входить в практику детские оркестры с безвысотными ударными инструментами (барабанчики, бубны, кастаньеты, треугольники), а также специально настроенные стеклянные сосуды, когда звук извлекается ударом по ним специальной палочки. Играя в таких оркестрах, дети (особенно, те, которые по каким-то причинам не могли петь) получали возможность активно заниматься музыкой. К сожалению, оркестры эти просуществовали недолго.

Важный стимул для детей, занимающихся музыкой, - участие в концертах, в том числе домашних. Устраивая такой концерт, надо постараться создать праздничную атмосферу: навести порядок в комнате, красиво одеться, поставить в ряд стулья и т. п. Пока звучит музыка, исключены разговоры, не стоит ходить по комнате, заниматься каким-либо другим делом. Всё как на настоящем концерте.

Даже если ребенок играет, по вашему мнению, не очень хорошо, с ошибками, непременно надо наградить его исполнение аплодисментами и ободряющими словами. А замечания - потом.

И еще одно существенное обстоятельство. Ребенок, выступая в концертах, начинает понимать, что, играя, он приносит слушателям радость. Делая добро, мы сами становимся добрее.

 

 

Занятия музыкой делают человека сильней. Музыка развивает решительность, уверенность в себе. Как сказал Бетховен: "Музыка должна высекать огонь из мужественной души".

В истории немало ярких примеров воздействия музыки, особенно песенной на человека и даже на массы людей. Во времена Великой французской революции один из генералов Робеспьера обратился с просьбой к парламенту: "Пришлите в подкрепление тысячу солдат либо тысячу экземпляров "Марсельезы"

Музыка приходит на помощь человеку в трагические минуты его жизни. Гибель "Титаника"… Спасения нет, и судовой оркестр играет Бетховена. Сила музыки побеждает ужас смерти, помогает человеку до последнего мгновения оставаться человеком.

 

свернуть