2. Организации работы по охране труда:
• рассмотрение вопросов по Охране труда на педсоветах,
совещаниях, профсоюзных собраниях;
• профилактическая работа по предупреждению травматизма;
• организация и проведение периодического контроля, смотра-конкурса
по охране труда, Дней Охраны труда;
• выполнение администрацией выданных предписаний
органов государственного надзора;
• соблюдение администрацией прав профкома при решении вопросов
охраны труда (согласование графикой отпусков работников,
расписания занятий, графиков работ и т.д.);
• наличие уголка, памяток, плакать по Охране труда.
З. Состояние электробезопасности.
• наличие приказа руководителя о назначении ответственного за
электрохозяйство;
• организация обучения и проверки знаний по электробезопасности;
• наличие протоколов проверки сопротивления изоляции
электросети и заземления оборудования;
• состояние электрощитовой комнаты;
• состояние электрических щитов;
• состояние электросети;
• своевременность проведения испытаний средств зашиты от
электрического тока.
4. Состояние охраны труда на территории:
• ограждение земельного участка;
• наружное освещение территории;
• содержание территории (подходы к зданию, въезд, дорожки, ступени
лестниц, хозяйственная площадка, мусоросборник, колодцы),
• состояние оборудования спортивно-игровых площадок,
• отсутствие в зимнее время на карнизах, крышах и водостоках сосулек,
нависающего льда и снега;
• наличие над входными дверями навесов и ил состояние;
• наличие и исправность освещения входных дверей.
5. Состояние пожарной безопасности:
• наличие приказа руководителя о назначении ответственных лиц за
пожарную безопасность здания;
• наличие приказа руководителя о противопожарном режиме в
учреждении;
• наличие планов эвакуации на каждый этаж (согласованный с МЧС);
• наличие уголка пожарной безопасности;
• наличие и укомплектованность внутренних пожарных кранов:
• своевременность технического обслуживания и проверки
работоспособности внутренних пожарных кранов (акт, 2 раза в год);
• наличие огнетушителей и своевременность их проверки и
перезарядки;
• наличие и техническое обслуживание автоматической
пожарной сигнализации;
• наличие и исправность системы оповещения людей о пожаре;
• состояние эвакуационных проходов, выходов, коридоров и лестниц;
• своевременность проведения испытаний на прочность наружных
пожарных лестниц;
• состояние чердачных помещений;
• хранение красок, лаков, растворителей.
6. Обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими
средствами индивидуальной защиты, смывающими средствами.
7. Обеспеченность санитарно-бытовыми помещениями и их содержание
(комнаты отдыха, гардеробные).
8. Нормализация санитарно-гигиенических условий труда
(освещённость, температурно-влажностный режим).
9. Физическая культура и спорт:
• наличие требований безопасности для учащихся;
• положения о врачебном контроле при проведении учебно-воспитательного
процесса по физической культуре;
• наличие журнала регистрации результатов испытания спортивного
инвентаря и оборудования;
• соответствие спортивного зала и оборудования требованиям;
• СНиП, правил пожарной безопасности и электробезопасности;
• соответствие требованиям освещенности и воздухообмена;
• наличие в спортивном зале плана эвакуации занимающихся на случай:
возникновения пожара или стихийного бедствия (наличие двух дверей или
выхода, первичных средств пожаротушения и т.п);
• выполнение требований безопасности на открытых спортивных
площадках;
• выполнение требований безопасности, предъявляемых к инвентарю и
оборудованию (надежность установки, проведение испытаний с
соответствующей фиксацией в специальном журнале, размещение
оборудования);
• разработка и утверждение требований страховки учащихся при
выполнении ими гимнастических упражнений;
• выполнение специальных требований к занятиям (легкой атлетике, лыжной
подготовке, плаванию);
• соблюдение порядка инструктирования учащихся о требованиях
безопасности;
• наличие памятки об оказании первой (доврачебной) помощи
пострадавшим, медицинской аптечки, санитарных носилок, данных о
телефоне и адресе лечебного учреждения, где может быть оказана
квалифицированная медицинская помощь;
• наличие акта-разрешения на проведение занятий по физической культуре и
спорту (оформляется при приемке школы к новому учебному году);
• состав санитарно-бытовых помещений спортзала (раздевалочные со
шкафами, душевые кабины, санитарные узлы), их содержание.
10. Пищеблок в детских садах:
• наличие платформы, эстакады, рампы для погрузки и выгрузки грузов;
• наличие отдельного входа в помещение столовой;
• соблюдение норм расстановки оборудования;
• соответствие оборудования требованиям безопасности (наличие
ограждений и предохранительных устройств, исправность КИП, надежность
установки, правильность подключения к электросети, исправность
заземления, состояние изоляции по протоколам измерения сопротивления
изоляции);
• естественное и искусственное освещение;
• вентиляция производственных помещений;
• наличие инструкций по охране труда дня всех видов оборудования и
выполняемых работ;
• наличие аптечки с набором медикаментов для оказания первой помощи;
• наличие таблички о запрещении входа в производственные и складские
помещения без санитарной одежды и выполнение этого требования;
• наличие и содержание санитарно-бытовых помещений;
• соблюдение женщинами норм переноски тяжестей вручную;
• обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ;
• организация техобслуживания технологического оборудования;
• соблюдение электробезопасности;
• санитарное содержание помещений, своевременность уборки пролитых
продуктов, жиров и т.п.
11. Прачечная в детских садах:
• Помещение прачечной (полы ровные, гладкие, нескользкие, без выступов и
выбоин на поверхности; наличие по контуру стиральной машины бортиков
для задержания воды при сливе);
• освещение (естественное и искусственное), исправность арматуры и
соответствие ее условиям среды; в стиральном цеху - герметичное, в других
помещениях - брызгозащитное;
• наличие местного освещения над гладильными установками и рабочими
столами по сортировке белья;
• организации технологического процесса (без пересечения и
соприкосновения грязного и чистого белья), различные входы для сдачи
грязного и чистого белья;
• технологической оборудование (надежность установки и правильность
монтажа; отсутствие вибрации при работе; ограждение передач и
вращающихся частей; исправность блокировки центрифуги; заземление);
• оборудование рабочего места для глажения белья вручную (наличие
подставки для утюга с ограждением, соблюдение электробезопасности).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕРКЕ СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Наличие приказа руководителя учреждения образования о назначении
ответственного за электрохозяйство и лица, его замещающего в период
длительного отсутствия (отпуск, командировка, болезнь).
2. Организация обучения и проверки знаний по электробезопасности.
Обучение ответственного за электрохозяйство школы должно проводиться в
учебном центре с присвоением третьей группы электробезопасности. Лица, не являющиеся электротехническим персоналом, но выполняющие работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, один раз в год проходят инструктаж и проверку знаний с присвоением первой группы электробезопасности, о чем делается запись в журнале по электробезопасности.
3. Наличие перечня видов работ, выполняемых в порядке текущей
эксплуатации электроустановок. Перечень утверждается руководителем
учреждения образования.
4. Наличие протоколов сопротивления изоляции электросети и
заземлений оборудования.
Проверка сопротивления изоляции осветительной электросети в сухих помещениях с неэлектропроводными полами должна проводиться не реже одного раза в три года. В остальных помещениях сопротивление изоляции электросети и заземление оборудования проверяется ежегодно с составлением соответствующих протоколов. Недостатки, обнаруженные при проверке сопротивления изоляции электросети и заземления оборудования, устраняются электротехническим персоналом, о чем составляется акт или протокол.
5. Состояние электрощитовых.
Входная дверь в электрощитовую постоянно закрыта на замок, обита с обеих сторон жестью с загибом на торец двери. На наружной стороне входной двери должны быть сделаны надписи о назначении помещения, месте хранения ключей и нанесен предупреждающий знак: «Осторожно! Электрическое напряжение». Электрощитовая оборудуется герметичными плафонами на светильниках и диэлектрическими ковриками, которые располагаются на полу около электрощитов. Электрощитовая должна быть оснащена углекислотным огнетушителем, одной парой диэлектрических перчаток. В ней не должны находиться посторонние предметы.
6. Состояние электрических щитов.
Все электрические щиты постоянно закрыты на замок. На наружной стороне дверок электрощитов должна быть нанесена следующая информация: порядковый номер щита, подаваемое на щит напряжение и предупредительный знак: «Осторожно! Электрическое напряжение». На внутренней стороне дверок электрощитов располагается однолинейная схема электроснабжения потребителей. Внутри электрощитов не должно быть мусора, скопления пыли и паутины, некалиброванных плавких вставок.
7. Состояние электросети.
Светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру. Коммутационные коробки закрыты крышками. Корпуса и крышки электровыключателей и электророзеток не должны иметь сколов и трещин, а также оголенных контактов и проводов. Все электророзетки и отключающие устройства промаркированы в зависимости от номинального напряжения. Должны отсутствовать нестандартные, электронагревательные приборы, воздушные линии электропередачи и наружные электропроводки, проложенные по территории учреждении образования нал горючими кровлями и навесами.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕРКЕ СОСТОЯНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Наличие приказа руководителя учреждения образования о
противопожарном режиме в учреждении.
Приказ издается ежегодно. В нем определяются:
• места хранения и допустимый объем (масса) лаков, красок, растворителей
и других легковоспламеняющихся жидкостей, который может находиться на
территории учреждения;
• порядок уборки помещений и горючих отходов;
• порядок обесточивания электрооборудования по окончании рабочего дня и
в случае пожара;
• порядок проведения временных пожароопасных работ;
• порядок осмотра и закрытия помещений учреждения по окончании работы,
действия при обнаружении пожара;
• порядок и сроки прохождения персоналом и учащимися противопожарного
инструктажа;
• ответственные за проведение противопожарного инструктажа;
• ответственные за пожарную безопасность зданий и отдельных помещении
учреждения.
2. Наличие инструкций но пожарной безопасности. Инструкции отражаются:
• порядок содержания территории, зданий и помещений учреждении
отдельным пунктом выделяется информация о содержании эвакуационных
путей;
• мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при организации
учебного процесса, массовых мероприятий, эксплуатации оборудования
учреждения, производстве пожароопасных работ;
• порядок хранения пожароопасных веществ и материалов; порядок сбора,
хранения и удаления горючих веществ и материалов;
• порядок действий при пожаре, который обеспечивает безопасную и
быструю эвакуацию учащихся (воспитанников) и персонала учреждения;
• план проведения тренировок по эвакуации людей из помещений
учреждения в случае возникновения пожара, которые проводятся не реже
одного раза в полугодие.
3. Наличие планов эвакуации.
Он оформляется на каждый этаж здания учреждения, подписывается лицом, ответственным за пожарную безопасность, и утверждается руководителем. План эвакуации должен содержать текстовую часть и схему этажа, на которой нанесены направления эвакуации, места расположения первичных средств пожаротушения и средств связи. План должен быть вывешен на видном месте. В случае изменения условий функционирования учреждения его необходимо своевременно пересмотреть.
4. Наличие противопожарного уголка.
В уголке должны быть вывешены плакаты, информирующие персонал учреждения и учащихся о мерах пожарной безопасности.
5. Наличие и укомплектованность внутренних пожарных кранов.
Внутренние пожарные краны комплектуются рукавами с присоединенными к
ним стволами. В местах соединения пожарного рукава с краном и со стволом
должны быть резиновые уплотнительные прокладки. Они находятся в
опломбированных настенных шкафах. На дверце шкафа должен быть
нанесен буквенный индекс с порядковым номером шкафа и номер телефона
пожарной части.
6. Своевременность технического обслуживания и проверки работоспособности внутренних пожарных кранов.
Не реже двух раз и год (как правило, весной и осенью) внутренние пожарные краны должны проходить техническое обслуживание и проверяться на работоспособность путем пуска коды. Для этого выбирают два наиболее удаленных, выше всех расположенных пожарных крана, раскатывают пожарные рукава и полностью открывают вентили. Длина компактной струи должна быть не мене 17 метров. После этого пожарные рукава просушивают и перекатывают на новую складку. Остальные пожарные рукава должны перекатываться на новую складку не реже двух раз в год. О результатах технического обслуживания и проверки работоспособности внутренних пожарных кранов составляется акт.
7. Наличие указателей пожарных гидрантов.
Рядом с пожарными гидрантами должны быть установлены указатели на которых четко наносятся цифры, указывающие расстояние до источника воды. Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, проверяться не реже двух раз в год на водоотдачу, о чем составляется соответствующий акт. В зимнее время пожарные гидранты должны быть утеплены и очищены от снега и льда.
8. Наличие огнетушителей и своевременность их проверки и перезарядки.
Здания учреждения должны быть обеспечены огнетушителями в соответствии с нормами. Химические пенные огнетушители перезаряжаются ежегодно. Углекислотные огнетушители должны проверяться не реже одного раза в 2 года путем взвешивания (допустимая утечка в течение года не более 80 граммов). Баллон углекислотного огнетушителя подвергается гидравлическим испытаниям один раз в 5 лет. Порошковые огнетушители должны проходить освидетельствование на зарядных станциях один раз в два года. На корпуса огнетушителей наносится порядковый номер белой краской, а также вывешиваются таблички с указанием даты их проверки или перезарядки, веса заряда и подписи лица, ответственного за состояние огнетушителя. Все первичные средства пожаротушения должны быть зарегистрированы в журнале учета первичных средств пожаротушения.
9. Наличие и техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации.
Автоматическая пожарная сигнализация устанавливается в кабинетах и лаборантских физики, химии, биологии, учебных мастерских обслуживающего труда, помещениях, предназначенных для хранения технических средств и аппаратуры, раздевалках, спортивных и актовых залах, киноаппаратных, обеденных залах, помещениях для групп продленного дня, библиотеках, канцеляриях, учительских, комнатах техперсонала, кладовых, гладильных. Автоматическая пожарная сигнализация должна постоянно находиться во включенном состоянии и ежегодно проверяться на работоспособность, о чем составляется специальный акт.
10. Состояние эвакуационных проходов, выходов, коридоров, тамбуров и лестниц.
Эвакуационные проходы, выходы, коридоры, тамбуры, лестницы не должны загромождаться каким-либо оборудованием и предметами. Выходные двери лестничных клеток оборудуются уплотнениями в притворах и устройствами самозакрывания. Все эвакуационные выходы снабжаются легкооткрывающимися запорами. Недопустимо забивать эвакуационные выходы гвоздями. В коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках эвакуационных выходов должны быть предписывающие и указательные знаки безопасности.
11. Состояние чердачных помещений.
Двери или люки чердачных помещении должны быть постоянно закрыты на замок. На двери или люкс чердачных помещений наносятся надписи, информирующие о месте хранения ключей. Слуховые окна должны быть остеклены. Они находятся в закрытом состоянии. Чердаки учреждений образования не могут быть использованы как складские помещения и сушилки. Обработка деревянных конструкций чердачных помещений огнезащитным составом должна производиться не реже одного раза в три года, о чем составляется специальный акт. Проверка состояния огнезащитной обработки должна проводиться один раз в шесть месяцев о чем также составляется специальный акт.
12. Порядок хранения красок, лаков, растворителей и других легковоспламеняющихся жидкостей.
Хранение красок, лаков, растворителей и других легковоспламеняющихся жидкостей должно производиться в отдельных зданиях, складах.
13. Содержание территории учреждения.
Территория учреждения должна своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы и т.н. Сжигание, мусора на территории запрещается, он должен собираться и вывозиться.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДНЯ ОХРАНЫ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
С целью улучшения условий и охраны труда работников образования и обеспечения безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, повышения эффективности работы по профилактике травматизма и заболеваемости работников проводятся проверки работы по вопросам Охраны труда.
День Охраны труда проводится не реже 1 раза в квартал.
День охраны труда проводится по заранее составленному плану, утвержденному руководителем учреждения образования.
В план проведения Дня охраны труда можно включать следующие мероприятия:
- проведение конкурса рисунков «Моя безопасность» среди учащихся;
- предварительный сбор предложений по улучшению организаций охраны труда в учреждении образования;
- проведение совещания с участием профсоюзного комитета, классных руководителей, заведующих кабинетами по улучшению организации охраны труда работников и обеспечению безопасных условий проведения учебно- воспитательного процесса.
- проведение встреч с инспектором МЧС, инспектором Энергонадзора, инспектором ГАИ, врачом центра гигиены;
- проведение игр, викторин и других мероприятии, посвященных вопросам Охраны труда;
- просмотр видео-, кинофильмов, посвященных вопросам охраны труда.
При проведении Дней Охраны труда необходимо проверять:
1. Выполнение мероприятий, намеченных по результатам предыдущих проверок (указывать наименование и причины невыполненных мероприятий, новые сроки выполнения работ).
2. Выполнение требований Трудового кодекса Республики Беларусь, норм и правил охраны труда нанимателями и работниками.
3. Наличие инструкций по охране труда на рабочих местах, знание и выполнение работающими их требований.
4. Техническое состояние оборудования, станков, зданий и сооружений. Наличие ограждений, блокировок, сигнализации и знаков безопасности.
5. Наличие схем электрических, тепловых, водяных; соответствие их фактическому исполнению (надписи, бирки, указатели, окраска).
6. Выполнение предписаний органов государственного и ведомственного надзора (Департамента государственной инспекции труда, МЧС, Центра гигиены и эпидемиологии, служб охраны труда).
7. Состояние территорий, зданий, помещений.
8. Обучение работников безопасности труда и оказанию первой помощи потерпевшим. Ознакомление работников с информацией о несчастных
случаях.
9. Обучение работников безопасности дорожного движения.
10. Работа по укреплению трудовой и производственной дисциплины персонала. Профилактика алкоголизма на производстве и в быту.
11. Обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, первичными средствами пожаротушения в соответствии с утвержденными нормами. Хранение и использование средств зашиты.
Для повышения эффективности работы по профилактике травматизма работников рекомендуется проводить совместные проверки с участием работников учреждений, профсоюзных комитете, органов Департамента государственной инспекции труда, МЧС и других органов надзора. При выявлении нарушений норм и правил охраны труда работы должны немедленно прекращаться, а виновные работники привлекаться к ответственности в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь. Материалы проверок перелаются работникам по охране труда. О наиболее характерных выявленных нарушениях требований безопасности труда и принятых конкретных мерах по результатам проведенных проверок руководители учреждений докладывают еженедельно на совещаниях.
Итоги проведения Дней Охраны труда обсуждаются на совещаниях.
Руководители учреждений направляют в течение 10 дней после проведения Дня Охраны труда копии приказов с мероприятиями, копии протоколов совещаний по подведению итогов работы в учреждениях.