Организация игровой среды в контексте патриотического воспитания

26.01.2023

Организация игровой среды в контексте патриотического воспитания

Понятие «среда» предполагает систему, включающую взаимосвязь предметного и личного характера. Через среду воспитанники адаптируются к социальной действительности.
Создание предметно-развивающей среды базируется на принципах, которые положены в основу содержания учебной программы дошкольного образования, так как содержание учебной программы «ориентировано на развитие способностей детей в различных видах деятельности и создание оптимальных условий для стимулирования и поддержки эмоционального, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка, проявления самостоятельности, инициативности».
Моделирование предметно-пространственной среды должно быть основано на психолого-педагогических, санитарно-гигиенических, физиологических, эстетических данных. Национальная направленность среды поможет детям осознать себя частью белорусского народа.
Подход к созданию в группах «национальных», «патриотических», «этнокультурных» и других уголков национальной направленности внесёт хаотичность и беспорядочность в детскую игровую среду. Подбор великого множества альбомов, иллюстраций, фото о прошлом и настоящем нашей Родины, всевозможных объектов декоративно-прикладного искусства, дидактических и настольно-печатных игр (например, серии «Твоя столица»), государственной символики и др., не подчёркивает национального характера предметно-развивающей среды группы. Вышеперечисленный материал обязательно должен иметь место в предметно-развивающей среде группы, но должен быть рассредоточен по разным уголкам.
Например, настольно-печатные игры о природе Беларуси могут находиться в уголке природы или центре познавательной практической деятельности. Портреты известных людей Беларуси (писатели, космонавты, герои ВОВ и др.) займут почётное место в книжном уголке. Альбомы по декоративно-прикладному искусству, произведения живописи лучше разместить в уголке изобразительного творчества. А сами изделия декоративно-прикладного искусства будут рассредоточены в разных местах группы как элементы дизайна национальной направленности.
Если говорить о предметно-игровой среде как развивающей, то в первую очередь необходимо обеспечить постоянную смену материала в группе в соответствии с темами недели, сезонами, яркими событиями в Республике Беларусь, народными и государственными праздниками.
В средних и старших группах должны иметь место «уголки государственной символики». Их назначение – помочь в формировании системы воспитания уважения и гордости за государственные символы Республики Беларусь.
Уголок государственной символики представлен государственными символами – герб, флаг. Государственная символика должна быть представлена в едином оформлении: в одной или двух одинаковых рамках; герб и флаг – в рамочной окантовке, либо флаг – в настольном варианте. Кроме государственных символов, в уголке государственной символики может размещаться геральдика родного города (флаг, герб). Однако государственная символика по отношению к геральдическому флагу и гербу должна находиться на переднем плане и более почётном месте. Хорошим дополнением уголка государственной символики будет карта Республики Беларусь (в старшей группе) и элементы декора уголка (букет из колосьев пшеницы и васильков, коробочек льна, рушник с национальным узором и др.).
Впервые уголок создаётся в средней группе с участием детей при прохождении темы «Государственные символы Республики Беларусь». Сам уголок размещается на самом почётном месте в группе.
Оснащение предметно-развивающей среды должно соответствовать определенным требованиям:
1. целесообразности размещения “экспонатов”,
2. научности и достоверности представленного материала;
3. возрастной адресности;
4. качеству и эстетической направленности;
5. воспитательной и развивающей направленности.
Разнообразить содержание предметно-развивающей среды разных возрастных групп можно с помощью следующих «экспонатов».
Младший возраст (4-й год жизни):
 генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок);
 альбомы: “Моя семья”, “Мой город Полоцк ”, “Наш детский сад”;
 художественная литература с иллюстрациями: стихи о родном городе, потешки, скороговорки, сказки;
 книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”;
 кукла в белорусском костюме.
Средний возраст (5-й год жизни):
 генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок, брат, сестра, тётя, дядя);
 альбомы: “Моя семья”, “Мой город Полоцк”, “Наш детский сад”, «Моя Беларусь»;
 иллюстрированные книги с произведениями народного искусства, белорусских авторов:
 белорусские игрушки;
 настольно-печатные игры: «Мой город», «Моя улица»;
 образцы белорусской посуды, одежды;
 куклы в белорусских костюмах.
Старший возраст (6-7-й годы жизни):
 альбомы и наборы открыток: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” (образование, культура, спорт, медицина, промышленность), “Наша область”, “Беларусь” (города, костюмы, национальная кухня);
 предметы искусства (изделия народных умельцев, декоративно-прикладного искусства, народные игрушки);
 предметы одежды и быта, геральдика Беларуси;
 книги белорусских авторов, иллюстрации к произведениям, портреты белорусских писателей, Красная книга Республики Беларусь;
 флаг, герб Беларуси;
 макет «Мой город», план “Детский сад”;
 презентации о городе Полоцке, о природе Беларуси, о достопримечательностях республики Беларусь;
 куклы в национальных;
 макет белорусской избы;
 карты Беларуси, города Полоцка;
 портреты знаменитых людей Беларуси;
 дидактические игры: «Беларуская лялька», «Беларускія казкі».